Однако далеко не всем дано показывать высокие результаты по любому из трех показателей. Но не стоит огорчаться, т.к. игровой аим во многом зависит от физики и свойств игрового движка. Естественно люди играющие давно привыкли к "движку" и их стрельба производит впечатление. Это не значит, что они все делают правильно, а только какие-то отдельные действия.
Я предлагаю вашему вниманию информацию о том как многократно уменьшить разброс и упростить процесс стрельбы, чтобы гораздо большее количество пуль долетало в цель. В свою очередь, чтобы в Вас не попадали. Хочу отметить, что даже освоение 1-2 пунктов позволит вам значительно улучшить "стрельбу".
В W:ET вы не обязательно будете стрелять точно туда, куда указывает прицел : точно так же, как и в жизни, присутствует разброс пуль. Чтобы разобраться с разбросом и улучшить точность стрельбы, надо рассмотреть три фактора, влияющих на разброс : а) движок игры, б) ваши настройки / железо, в) ваш стиль игры.
Итак, давайте разбираться.
а) Движок игры и разброс оружия
В ET на разброс стандартного вооружения (мп40, томпсон, люгер, кольт, стен, ...) влияют 5 вещей :
1. Движение прицела : двигая прицел, вы увеличиваете разброс. Чем больше вы двигаете прицел, тем больший разброс будет у вашего оружия. Всё время, что вы двигаете прицел, разброс увеличивается, однако когда вы не двигаете мышку, разброс постепенно уменьшается. Скорость игрока никоим образом не влияет на разброс оружия без оптического прицела. Вы можете увидеть, насколько велик разброс вашего оружия, включив пульсирование прицела :
set cg_crosshairPulse 1 // включает пульсирование прицела
set cg_drawCrosshair 4 // меняет прицел на пульсирующий круг с точкой в центре
Имейте ввиду хитбоксы ET (хитбоксы гораздо больше, чем сами модели, что делает некоторые движения прицела совершенно ненужными) и сократите движения прицела до минимума. В особенности избегайте беспорядочного дёргания мышкой и следуйте прицелом за мишенью как можно более ровно. Raziel очень хорошо описал такой эйминг - посмотрите его руководство.
2. Стрельба : непрерывняа стрельба увеличивает разброс.
Перестрелки на коротких дистанциях обычно длятся недолго, и каждое попадание очень важно, так что в большинстве случаев приходится стрелять непрерывной очередью, стрелять короткими очередями - не вариант. Перестрелки на больших дистанциях зачастую длятся больше. Если вы не можете в самом начале боя нанести значимый вред оппоненту, имеет смысл стрелять короткими очередями от 3 до 5 пуль. Чтобы выжать максимум из ваших боезапасов, старайтесь воевать преимущественно в ближнем бою.
3. Получение вреда : когда в вас попадают, разброс вашего оружия увеличивается.
Когда в вас попадает противник, ваш экран трясётся. Это будет мешать вам целиться. И более того, это увелисит разброс вашего оружия (анализ и выводы от overdrive). Стало быть, нужно делать всё возможное, чтобы в вас не попадали : двигайтесь влево-вправо с/без стамины, используйте укрытия, приседайте, ложитесь, и т.д.
4. Движение : в приседе и в положении лёжа разброс уменьшается, в то время как когда вы находитесь в воздухе, разброс очень сильно увеличивается.
[GORE]Hallelujah в 2003 году проанализировал, как движение влияет на разброс. Он выяснил, что разброс стоя/сидя/лёжа при стрельбе короткими очередями по 2-3 пули практически один и тот же. При непрерывной стрельбе, разброс сидя и лёжа остаётся таким же, но стоя он становится гораздо больше. Более того, Madscientist в своём исследовании 2006 года выяснил, что разброс сидя в 2 раза меньше, чем разброс стоя. При нахождении в воздухе (в прыжке, в свободном падении, при перемещении по неровной поверхности) разброс будет в два раза больше максимального разброса в положении стоя. В положении лёжа в течение первой секунды разброс будет максимален, но затем уменьшится до половины точно так же, как и при приседании.
5. Опыт : награды "Лёгкое оружие, уровень 4” и "Диверсант, уровень 3” уменьшают разброс.
Когда вы получаете награду "Лёгкое оружие, уровень 4”, разброс вашего оружия уменьшается на 35% (награда должна быть именно 4го уровня, а не 3го, как написано в руководстве, заметил [GORE]Hallelujah. Более того, награда "Диверсант, уровень 3” уменьшает на 35% разброс Стена и ФГ42. Что интересно, это уменьшение разброса, видимо, переносится и на остальное оружие, а также складывается с уменьшением от "Лёгкого оружия, уровень 4” для получения минимального разброса (см. анализ от [GORE]Hallelujah). Это стоит иметь ввиду, чтобы здраво оценить прицеливание как своё, так и других на сервере (например, если вы зашли на сервер, где у некоторых игроков много очков опыта).
6. Выбор оружия : разброс МП40 (немцы) немного меньше, чем у Томпсона (союзники)
Ifurita с planetwolfenstein несколько лет назад провёл анализ того, сколько выстрелов в секунду делают автоматы в RTCW. Он выяснил, что МП40 стреляет немного быстрее (~6 патронов в секунду против 5 у Томпсона). Вы, наверное, думаете, что у МП40 больший разброс, чтобы скомпенсировать это преимущество. А вот и нет : из скриншотов, сделанных им, видно, что у МП40 несколько меньший разброс при стрельбе короткими очередями из 3-5 пуль. Конечно, это всё стоит иметь ввиду при условиях, что : а) анализ верен, и б) это применимо и к W:ET.
б) Настройки
1. Коврик для мышки : убедитесь, что ваш коврик чист, и трение между мышкой и ковриком минимально. Чем больше трение, тем менее гладко вы сможете двигать прицел.
2. Чувствительность : при чувствительности, равной нулю, разброса вообще не будет, так как прицел будет неподвижен. Но это не очень практично. ;) У игроков с низкой чувствительностью есть некоторые преимущества в плане разброса. Поэтому они обычно чаще попадают в голову, нежеи игроки с высокой чувствительностью. У меня чувствительность установлена на 5, скорость курсора 6 из 11 в Windows XP. Это достаточно высоко, но нормально двигать прицел можно. Почитайте "Aiming by Raziel”, чтобы найти "свою” чувствительность.
3. FPS / кадры в секунду : как указывает overdrive в своей статье, FPS увеличивает отдачу, и ваша мышь будет реагировать тем быстрее, чем больше FPS. Старайтесь сделать FPS как можно больше, но в то же время оно должно быть стабильно. У меня достаточно старый компьютер, так что я использую com_maxfps 76. На большинстве карт мой компьютер вполне может стабильно выдавать 76 кадров в секунду.
4. Частота опроса мыши : чем она больше, тем более гладким будет ваше прицеливание. У вас есть выбор между USB и PS/2. Raziel в 2003 году заявил, что для него PS/2 работал лучше, чем USB, потому что с его мышкой от Logitech он имел а) более высокую частоту опроса – 200 Гц, и б) она была стабильней, чем при подключении через USB (120 Гц). Overdrive в своей статье 2006 года сказал, что сейчас для большинства мышек USB подойдёт лучше, чем PS/2, и можно достичь частоты опроса 450, 500 или даже 1000 Гц! Я использую мышь Logitech MX518 с частотой опроса 200 Гц и длиной буфера ввода 100, подключённую через PS/2. При подключении через USB я получал не более 120 Гц. Чтобы узнать частоту опроса вашей мышки, используйте mouserate.exe из Raziel-Package (папка Tools).
5. FPS > частота опроса : Madscientist обнаружил феномен, заключающийся в том, что разброс оружия из-за движения мыши будет меньше, если у вас количество кадров в секунду больше, чем количество сигналов мышки в секунду. Это кажется логичным, так как для некоторых кадров движок игры вообще не будет регистрировать движения мыши, вследствие чего разбро будет меньше. Разброс при повороте может быть уменьшен до 0 (!), если FPS в 2 раза больше, чем частота опроса мыши. Так что если ваша мышь подключена через USB с частотой опроса 125 Гц, и ваш компьютер выдаёт стабильные 250 FPS, то вам остаётся лишь позавидовать! :D
6. DPI / точки на дюйм : чем больше DPI, тем более гладким будет прицеливание. Но имейте ввиду небольшой баг движка Quake, который вызывает негативную акселерацию при большом значении DPI.